Компании по-разному относятся к опозданиям своих сотрудников: всё зависит от корпоративной культуры, от вида работы, интенсивности загрузки в течение рабочего времени и ценности сотрудника для организации. Как показал недавний опрос на
myJOB.BY, проблема опаздывающих сотрудников не актуальна только для руководителей 59,2% белорусов. Подробности в нашей статье.
Более половины респондентов (59,2%) при ответе на вопрос «Часто ли Вы опаздываете на работу?» выбрали вариант «Очень редко / не опаздываю вообще». Если эти люди не пришли вовремя на работу, то, скорее всего, действительно произошёл форс-мажор: ведь они опаздывают даже реже, чем один раз в год. Пунктуальность всегда будет в моде, поэтому сотрудниками, которые никого не заставляют ждать, можно только гордиться. Впрочем, возможно, что их просто держат в ежовых рукавицах.
Под контролемЕсть предприятия, на которых очень строго следят за соблюдением рабочего графика. Часто в этих случаях вход на территорию предприятия осуществляется при помощи чипов через турникеты, тогда руководство всегда может узнать, во сколько вы пришли на работу и сколько времени провели вне зоны предприятия во время обеденного перерыва.
Наталья,
интернет-маркетолог, рассказала, что на прошлом месте работы у них была именно такая система, и периодически сотрудников проверяли. Если опоздания были редкими или происходили впервые, можно было «отделаться» объяснительной запиской. Если же сотрудник задерживался несколько раз в месяц, то у него могли вычитать суммы из премии. «Были, конечно, и те люди, которым было проще оставаться без премии каждый месяц, чем приходить вовремя», – вспоминает Наталья.
Есть и другие способы контроля.
Анна,
секретарь, поделилась опытом с предыдущего места работы. Там была принята система контроля, которая подразумевала заполнение журнала с указанием времени прихода. «Конечно, время все писали как можно более раннее, за исключением дней, когда возле журнала дежурил сам директор», – говорит Анна.
Трудовой кодекс наказаний за опоздания не предусматривает, если, конечно, работник опоздал меньше, чем на три часа. Отсутствие на рабочем месте без уважительной причины более трёх часов в течение рабочего дня приравнивается к прогулу и считается дисциплинарным проступком. В этом случае к нарушителю могут быть применены дисциплинарные взыскания: замечание, выговор или даже увольнение. Вместо или вместе с перечисленными взысканиями, провинившегося могут лишить премии или её части, сократить время трудового отпуска или наказать каким-либо другим способом. Эти меры обычно прописаны в трудовом договоре, правилах внутреннего трудового распорядка или других локальных нормативных правовых актах.
Без контроля Оставшиеся 40,8% респондентов либо опаздывают с разной частотой, либо им просто не нужно быть на работе к определённому времени. Возможно, этим объясняется наличие 3,2% затруднившихся с ответом.
Алексей,
журналист, работает по договору подряда и не привязан к рабочему месту и регламенту отработанного времени, поэтому и опоздать он не может. Зато у него есть чётко оговорённые сроки, к которым он должен сдать очередной материал. Во многих компаниях, в частности – по разработке программного обеспечения, сотрудники могут работать в любом удобном для них графике: и с 9 до 18 часов, и с 12 до 20 часов, в один день – 6 часов, в другой – 10, с обедом и без, а если нужно – то даже дома. Главное, чтобы проект был сдан согласно поставленной задаче.
Опаздывать каждый день – несерьёзноТех, кто опаздывает каждый день, – 12%. Видимо, в организациях, где они работают, несущественно, во сколько человек прибыл на рабочее место. Речь идёт, скорее, о заинтересованности работодателя в конечном результате работы и лояльном отношении к людям, которым проще задержаться после работы, чем прийти на 10 минут раньше.
Несколько раз в неделю опаздывают 7,6% респондентов, и вместе с теми, кто опаздывает ежедневно, получается, что почти каждый пятый работник систематически не приходит на работу вовремя.
Специалист по персоналу компании «БЕЛПРОНТО» Надежда ПОПОВА считает, что такой подход к трудовой дисциплине не верен, особенно для сотрудников, которые напрямую работают с клиентами: «В некоторых компаниях в трудовом договоре со специалистом прописано, что он должен приходить за 10-15 минут до начала рабочего дня, чтобы включить компьютер, загрузить программу, в которую вносятся заказы, привести в порядок рабочее место. Впрочем, сотрудник должен и сам понимать, что если его рабочий день начинается с 9 утра, то уже в 9:00 он должен быть готов ответить на вопросы клиента или принять заказ».
Если работодатель выяснит, что соискатель постоянно опаздывал на прошлом месте работы, это будет серьёзным минусом для этого кандидата. «Нас интересуют люди с высоким уровнем самоорганизации, которые понимают, что существует и профессиональная этика, и человеческая культура. Любая организация стремится нанять надёжных сотрудников, которым можно спокойно доверить работу и на которых можно положиться в любой ситуации, а не переживать – пришёл он вовремя на работу или «опять транспорт подвёл», – отметила Надежда Попова.
Опаздывающих несколько раз в месяц и в год примерно поровну – 8,9% и 9,2% соответственно. Здесь, скорее, виновата не столько неорганизованность самого человека, сколько транспортные проблемы. И автомобилистам, и особенно тем, кто добирается на работу общественным транспортом, периодически приходится стоять в пробках, сталкиваться с тем, что отключили электроэнергию, быть зависимым от графиков движения и других обстоятельств, которые могут случиться по дороге на работу как один раз в год, так и несколько раз в месяц.
Напоминаем, что
опросы на myJOB.BY продолжаются! Нам важно ваше мнение!
Анна РАЩУПКИНА,
myJOB.BY